Как умирают фрикционы "О чём говорят мужчины"(с)

Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога!
Эта статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.

Мы планируем в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.

Итак, о чем часто говорят/спрашивают мужчины-владельцы автомобилей с автоматическими коробками.

Вопрос дня звучит так: " Почему/а как — буксуют фрикционы?"

Каждый владелец автоматической коробки передач знает слово "фрикцион/пакет фрикционов". Для начала кратко напомним, что это такое.
Пакет фрикционов или фрикционная пара — это, обычно, набор дисков, часть из которых соединены с одним валом, а другие — с другим валом (описание упрощенное, для понимания).
Простейший пример фрикционной пары — пластинка и диск проигрывателя :))
Пока пластинка в руках — диск вращается, а пластинка — нет. Стоит опустить пластинку на проигрыватель — они начинают вращаться вместе.
В фрикционном пакете — несколько "пластинок" и "дисков". Расположены вперемежку с пакетом.
Если пакет сжать — конструкция вращается вместе,
если снять усилие — одни диски могут вращаться а другие оставаться неподвижными или вращаться с другой скоростью.
Конструктивно диски бывают — с накладками или без накладок.
Бывают диски с накладкой с одной стороны. Накладка одного диска соприкасается со стальной поверхностью другого диска.

Важно понимать, что при СЖАТИИ пакета муфта блокируется, т.е. диски "сцепляются" вместе и муфта вращается как единое целое.
На фото ниже — пример пакета фрикционов из трёх фрикционных и трёх стальных дисков.

С теорией разобрались. Теперь о том, что же происходит при эксплуатации.Основных причин пробуксовки две:
1. Изношенные диски 
2. Недостаточное давление сжатия

 

Таким образом, пробуксовка (и износ) пакета — это обычно следствие. Выглядит немного парадоксально… диски буксуют, потому что изношены. А изношены, потому что буксуют.
На самом деле причин износа как написано выше — может быть несколько.
Например, недостаточное давление сжатия.
А это — следствие внутренней утечки и падения давления.
А это — следствие износа уплотнения гидрораспределителя (для примера).
А это — следствие грязного масла.
А это… и т.д.

Становится понятно, что износ фрикционной пары — следствие других процессов.

С причинами разобрались. Как проявляется износ фрикционной пары? На начальном этапе — это "толчки или пинки" при переключениях". Сцепление/блокировка происходит не вовремя (из-за износа) и в итоге происходит ударное подключение, которое ощущает пользователь. При этом ошибка ("чек энджин") не появляется.
При критическом износе, передачи просто не включаются, коробка буксует. Обычно сопровождается появлением "чека" (компьютер определяет разницу угловых скоростей валов).

Как это чинится?

При разборке и дефектовке Мастер внимательно изучает состояние всех дисков. Накладки могут быть не стёрты совсем, но при этом они будут изношены. Частично это видно по канавкам. Иногда накладки "стекленеют" и уже не передают нужный момент, проскальзывают. Состояние всех дисков всех пакетов
проверяется. Все изношенные диски или пакеты меняются.

Отдельно расскажем о стальных дисках. При долгой работе в состоянии пробуксовки, диски могут сильно нагреваться и перегреваться. Это можно заметить по цветам побежалости (диски темнеют, синеют).
Такие диски естественно меняются.

Показательный момент. "Посиневшие" диски — кроме изменения физических свойств — искривляются. Становятся как "тарелка" — вогнутые. Это можно увидеть если приложить диск к горизонтальной плоскости.Мы взяли один такой диск и провели небольшой эксперимент. перегретый диск — не прилегает ровно, в отличии он нового. Вот почему — при любых признаках перегрева/пробуксовки стальных дисков, необходимо менять весь пакет дисков, даже если стальные диски выглядят здоровыми.

Во второй части — расскажем о том, как и почему производитель АКПП заранее закладывает возможность работы некоторых фрикционов — с частой пробуксовкой. Не переключайтесь.

Надеемся, статья была интересной.
Пишите Ваши комментарии!)
В следующих статьях "О чем говорят мужчины" мы расскажем о других часто задаваемых вопросах наших Клиентов.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить интересную и полезную информацию!)

Капитальный ремонт АКПП BMW, Audi, Land Rover, Jaguar, Volkswagen, Jeep, Cadillac, Infinity, Бесплатная диагностика АКПП. Онлайн консультации. Бесплатная эвакуация.
Москва

www.drive2.ru/o/ZFcenter/
m.facebook.com/zfcenter/
www.zfcenter.ru
m.vk.com/zfcenter
www.instagram.com/zfcenter/
Телефон: +7(495) 66-44-100